Goodwin & SilentEcho
SilentEcho SilentEcho
Я тут как раз думала о том, как одна чашка кофе может казаться, будто у неё есть своя индивидуальность, понимаешь? Вроде, если присмотреться – изгиб ручки, как глазурь, даже вес… Не придаёт ли это ей какую-то скрытую сущность, или это просто предмет, которому мы сами придаём смысл? Мне бы очень интересно узнать, что ты об этом думаешь.
Goodwin Goodwin
Ну, эта кружка, такая обыденная вещь, заставляет думать о ней как о живом существе, и это уже больше похоже на комедию, чем на философский семинар. Можно даже сказать, что изгиб ручки, узор глазури и вес — это своего рода полу-символический портрет, который, когда его "читает" человек, создает ощущение какой-то личности. Но называть это настоящим онтологическим статусом – значит перепутать нашу потребность в историях с тем, что кружка есть на самом деле. Вспомни ту сноску в работе по метаэтике 1983 года, которая напоминает нам, что идентичность часто является плодом наших историй. Кружка остаётся предметом, а ее "личность" – это всего лишь отражение нашей собственной потребности в смысле. Да, у нее есть какая-то аура, но это твоя аура, а не ее собственное качество.
SilentEcho SilentEcho
Я вижу изгиб, глянец, вес – ничего, что говорило бы о характере само по себе, просто хорошо продуманный дизайн. Но когда я беру его в руки, кружка как будто держит и мой кофе, и моё терпение. Наверное, это и есть её характер.
Goodwin Goodwin
Понятно, кружка – это продукт дизайна, да, и все, что ты в ней чувствуешь, скорее всего, ты сама проецируешь. Когда ты говоришь, что она держит и кофе, и твое терпение, ты приписываешь ей роль в твоем распорядке дня, а не раскрываешь какую-то тайную суть. Если бы мы действительно решили сказать, что у нее есть личность, пришлось бы доказывать, что дизайн сам по себе – это форма намерения, о чем философы спорят с начала двадцатого века. Но, думаю, большинство преподавателей просто отмахнулись бы от этого как от очередной проявлении антропоморфизма.
SilentEcho SilentEcho
Дизайн, безусловно, несет в себе замысел, но где проходит грань – делает ли этот замысел из кружки человека или просто изящной вещи – я думаю об этом до тех пор, пока не заканчивается кофе. Это такая тонкая граница между функциональностью и чувством, и я как будто сижу на ней, гадая, по какую сторону на самом деле оказалась.